Возраст: 26 Сообщения: 2323 Откуда: Питер, Комендатский На чем ездит: на всем
Добавлено: 10 Июнь 2008 12:33 Заголовок сообщения: Схема и принцип работы реле-регулятора мотоцикла(з-х фазная)
Принцип работы мотоциклетного генератора - альтернатора
Много и разнообразно обсуждали на форумах принцип работы реле-регулятора на современных мотоциклах. В итоге я не выдержал и нарисовал примерную схему сего девайса.
Этот самый мотоциклетный генератор с тремя проводами идушими от него к РР, зовется "альтернатор". Напряжение (ПЕРЕМЕННОЕ!) на его выходе, без нагрузки и без РР, действительно прямо пропорционально оборотам, причем практически идеально. И если он начинает отдавать при 1500 об/мин напряжение, достаточное для зарядки (пусть и небольшим током), то есть 14В, это означает, что при скажем 9000 это будет уже 84 вольта. Кто не верит - тестер в руки и вперед. Только рекомендую больше вольт 50 не изучать, чтоб не шарахнуло и не навернулось. Простой стабилизатор действительно грелся бы как самовар, а импульсный стабилизатор, который при мощности 50-100 ватт как правило имеет кпд около 85%, может и сгодился бы, только для него нужны детальки с рабочим напряжением вольт 200-300, а это не шибко просто, не шибко дешево и не всегда надежно. Так что же придумали вражеские инженеры? А они заметили, что если замкнуть накоротко обмотки альтернатора, в них будет течь всегда один и тот же ток, не зависящий от оборотов! И снова я не верующих посылаю к тестеру (с максимальным измеряемым током больше максимального паспортного тока генератора). Разумеется, будет спад при оборотах близких к нулю, но уже где-то с 500 ток меняться практически не будет.
Абзац для дотошных. Поясняю: альтернатор выдает ПЕРЕМЕННЫЙ ток, его частота строго пропорциональна оборотам, а ЭДС почти строго пропорциональна оборотам. Обмотка альтернатора является катушкой индуктивности, а переменный ток через катушку индуктивности прямо пропорционален переменному напряжению и обратно пропорционален частоте. И в нашем случае после сокращения дроби получаем константу.
Поэтому РР сделано примерно следующим образом: пока обороты совсем маленькие, оно только выпрямляет переменное трехфазное напряжение обмоток альтернатора. Когда напряжение превышает 14,6В (В моем моте именно столько), тиристоры в схеме открываются и закорачивают генератор (естественно, выход при этом не закорачивается). Когда напряжение в бортсети падает ниже 14,6В, тиристоры снова закрываются и напряжение повышается. Это все.
Отдельно замечу, что несмотря на страшное слово "закорачивание", мощность рассеивается не очень большая, поскольку катушка индуктивности в идеале вообще не нагревается, а в реальности есть омическое сопротивление проводов, и при протекании по ним тока некоторая мощность выделяется. Обмотки рассчитываются как компромисс между минимальными оборотами, когда начинает вырабатываться минимальная ЭДС и максимальным отдаваемым током.
Кроме того, в рабочем режиме отвод тепла от обмоток должен быть таким, чтобы обмотки не перегревались при токе, равном току КЗ. Здесь есть один подводный камень: если один и трех проводов перестает контачить с РР, то оставшиеся две обмотки перекашивает и они дохнут от перегрева за милую душу (что и было с моим мотом).
Уф! Возражения принимаются только при наличии точной принципиальной схемы ВНУТРЕННОСТЕЙ реле-регулятора, работающего по другому принципу.
модерадминистраторы: считаю нужным прикрепить куда-нить в правильное место тему и может нормально разместить(и скопировать) схемы и картинки или как-то так
Резюмирую. В целом все верно, последняя статья написана действительно толково, с учетом заявленной широкой аудитории. НО: все рассматриваемые схемы в конечном счете свелись к одному и тому же - к шунтовому регулятору. Бантик справа, бантик слева. Линейный стабилизатор в этих условиях действительно работать не будет. Нет, конечно, можно построить такой линейник, особенно если к нему подвести воздухозаборники, а отведенным воздухом обогревать задницу. Но нахрена? Импульсный стабилизатор построить можно, но при таком диапазоне входных напряжений и токах нагрузки эта задача относится не к самым тривиальным. Тиристоры и симисторы исторически заняли эту нишу, как первые доступные полупроводниковые приборы, обеспечивающие работу с нужными токами и напряжениями. Главным недостатком этих приборов является неудобство управления ими. Ни тиристор, ни симистор, раз включившись, не выключится, пока ток через него не упадет практически до нуля. (Запираемые тиристоры в свое время выпускались, но распространения не получили). Именно эта особенность тиристоров привела к такому распространению шунтовых регуляторов. Что делает такой регулятор? Он просто изображает из себя лампочку-нагрузку. Одну, две, три, четыре - столько, сколько понадобится, чтобы напряжение на выходе генератора упало до заданной величины. Соответственно, растет нагрузка на двигатель, потребление горючки, нагрев обмотки генератора.
Однако с появлением мощных полевых транзисторов и IGBT-модулей (с точки зрения не-электронщика, тот же транзистор, и выглядит так же, и заменяют друг друга во многих случаях), можно сделать схему почти столь же простую, но с последовательным фазоимпульсным регулированием. В случае с однофазным генератором, на выходе диодного моста мы имеем (без сглаживающего конденсатора) модуль мгновенного значения напряжения генератора, за вычетом примерно 2 вольт потерь на мосте. То есть пульсации от нуля до максимума. Теперь представьте - регулирующий элемент включился при нуле, и по сигналу схемы сравнения выходного напряжения с требуемым, выключился. Все, генератор не нагружен, регулирующий элемент не греется, схема по простоте своей напоминает приведенные. Есть пара просматриваемых заранее подводных камней; но методы их обойти широко известны. Тиристор так не выключишь - единожды включившись, он будет пропускать напряжение вплоть до следующего нуля. Нечто подобное я сейчас в железе фантазирую; думаю, завтра испытаем с Дизелем. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
Последний раз редактировалось: Nicholaes (10 Июнь 2008 15:49), всего редактировалось 1 раз
а по стоимости схема с тиристорами vs вышенаписанное - ?
очень интересны результаты!
Тиристоры выиграют чуток. Процентов 30. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
а по стоимости схема с тиристорами vs вышенаписанное - ?
очень интересны результаты!
Тиристоры выиграют чуток. Процентов 30.
Если нужно барахло и детали то у меня мамок от компов, БП и мониторов дохлых штук по 10 каждого вида на детали, бесплатно с самовывозом у меня с работы около метро Кировский завод
Порылся по загашникам- вроде, все есть. Вечерком ваять сяду плотно. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
Dimson
Вот эта http://motopian.ru/manuals/Electics/524_Impulsnik.gif - почти правильная, но ключ надо помощнее, посовременнее; да и много чего еще. И плату делать надо, навесом за полчаса для работы в условиях вибрационных нагрузок такое не сваять. И кой-какие знания при ее запуске могут потребоваться. Тиристорная, как и та, которую сейчас рожаю - собрал, включил, работает. Другая - тот же тиристорный шунт, вид сбоку. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
Nicholaes
Обновил бы схемку-то тогда. Думаю, что многим пригодится.. _________________ Регистрируйся в Ulmart.ru укажи промо-код 2043440 и покупай по цене из второй колонки прайса!
Свою, с которой сейчас играюсь, выложу. А ту перетряхивать не буду - повторяю, ее запуск может потребовать определенных знаний и навыков. Даже после модернизации. Соответственно, для повторения непрофессионалами рекомендовать ее не стоит. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
а по стоимости схема с тиристорами vs вышенаписанное - ?
очень интересны результаты!
Тиристоры выиграют чуток. Процентов 30.
только не 221,параметры которых не известны даже производителю.
а что мешает поставить полевики?
с большим запасом по U/I?
Добавлено спустя 5 минут 51 секунду:
Nicholaes писал(а):
Dimson
Вот эта http://motopian.ru/manuals/Electics/524_Impulsnik.gif - почти правильная, но ключ надо помощнее, посовременнее; да и много чего еще. И плату делать надо, навесом за полчаса для работы в условиях вибрационных нагрузок такое не сваять. И кой-какие знания при ее запуске могут потребоваться. Тиристорная, как и та, которую сейчас рожаю - собрал, включил, работает. Другая - тот же тиристорный шунт, вид сбоку.
А что мешает использовать импульсник на чём-нибудь типа L4962 (http://www.datasheet4u.com/html/L/4/9/L4962A_STMicroelectronics.pdf.html) (или ей подобной)? _________________ Очень принципиальный и вредный дядя
Фотограф проекта GradPetra.info
Если что - почта camuflage-spb@mail.ru
DC++ dchub://93.100.126.159
camuflage-spb
Полевики (а именно их я и использую) можно применить куда более изящно, чем просто на замену тиристора. Ты выше-то читал? Импульсник=моточное изделие, как минимум одно = вопрос жесткости конструкции и виброустойчивости (а так же доставабельности подходящего моточного изделия или трудоемкости его намотки, особенно с учетом условий эксплуатации). Мы в свое время для космоса малогабаритные импульсные преобразователи делали... Только там дроссель был в разы легче. И то с креплением повозиться пришлось. У меня сейчас схема вырисовалась наконец-то, реализующая тот принцип, о котором я говорил. Получается диодный мост, один мощный полевик, один транзистор, один транзисторный оптрон с выведенной на отдельную ногу базой фототранзистора, пара стабилитронов и несколько резисторов. Ну и RC-цепочка, гасящая выброс на обмотке генератора в момент размыкания регулятора. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
я же не говорб о простой замене "управляемого диода" на "полевик" ))) _________________ Очень принципиальный и вредный дядя
Фотограф проекта GradPetra.info
Если что - почта camuflage-spb@mail.ru
DC++ dchub://93.100.126.159
я же не говорб о простой замене "управляемого диода" на "полевик" )))
А тогда логичнее всего и выглядит переход к последовательному фазоимпульсному регулированию. С чем сейчас и колдую. Правда, пока для однофазной схемы. С трехфазной надо чуть посложнее огород городить, ибо там нуля на выходе выпрямителя не будет. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
Кстати,а что на входе РР?
Может,проще именно импульсник нагородить,ибо у меня место позволяет?
Феррит можно взять зелёный или жёлтый-они прочнее (имп.) и залить компаундом.
Какие данные ? Uвх/Uвых (+/-),Iн ном? _________________ Очень принципиальный и вредный дядя
Фотограф проекта GradPetra.info
Если что - почта camuflage-spb@mail.ru
DC++ dchub://93.100.126.159
Переменка от 15-20 до 100 и более вольт, в зависимости от оборотов (без нагрузки). Ты количество деталей в описываемой мною схеме посчитал? Что проще? Только до полевых испытаний сам не вполне верю... Хотя выглядит красиво, должно работать. На моте, у которого однофазный генератор с обмоткой, изолированной от массы. Просто фантазировал под конкретную задачу, поэтому такие ограничения. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
есть же dc/dc с очень широким входом!
срать на помехи,-лишний повод ездить по пробкам)))
ту же L-ку поставить,только помощнее-они и на 5 и на 7,5А есть) _________________ Очень принципиальный и вредный дядя
Фотограф проекта GradPetra.info
Если что - почта camuflage-spb@mail.ru
DC++ dchub://93.100.126.159
Хм... Лампа фары - 55 Вт. Поворотники 2*21, в режиме аварийки 42 соответственно. Габариты - положим, 2*5. Ну и по мелочи всего другого, допустим, ватт 20. Итого 127 Ватт. То есть 10 ампер только-только. Плюс ток лампы в момент включения - умножаем на 5 как минимум. Что там от L-ки останется? Обугленные ноги? Да, еще, прикинь, какой емкости должен быть конденсатор на входе, чтобы микруха не сходила с ума от пульсаций входного... 20000 мкф на 250 вольт? В багажнике возить будешь? Поэтому если импульсник, то как раз транзисторный проектировать надо, с учетом того, что на входе - пульсирующее напряжение с провалом до нуля. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
у мну есть 33мФ 300в)))
в корзину-как раз влезет)))
транзисторное,как ты уже писал- "требует наладки"-это,как минимум,подбор VT-шек ,блокировка... _________________ Очень принципиальный и вредный дядя
Фотограф проекта GradPetra.info
Если что - почта camuflage-spb@mail.ru
DC++ dchub://93.100.126.159
Nicholaes Мотоупырь МТ Возраст: 51 Сообщения: 3070 Откуда: Ленинград На чем ездит: Honda SH50
Добавлено: 11 Июнь 2008 0:17 Заголовок сообщения:
camuflage-spb писал(а):
у мну есть 33мФ 300в)))
в корзину-как раз влезет)))
транзисторное,как ты уже писал- "требует наладки"-это,как минимум,подбор VT-шек ,блокировка...
Нет, можно разработать и так, чтобы подбор был не нужен. Но моточные+конструктив=гемор... Не требующую настройки/подбора схему импульсника сочинить на дискретах впринципе можно. Хотя и сложно. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
camuflage-spb Забанен Возраст: 45 Сообщения: 3268 Откуда: Санкт-Петербург,Центр На чем ездит: Dio28 красный
Добавлено: 11 Июнь 2008 0:41 Заголовок сообщения:
мне проще намотать дроссель,чем с VT геморроиться-пример тому усилки БИМа на параллельных 850х,в которых нет НИ ОДНОГО близкого транза!
Для меня проще не заморачиваться с их подбором и заменой,а поставить LM-ку или 7293. _________________ Очень принципиальный и вредный дядя
Фотограф проекта GradPetra.info
Если что - почта camuflage-spb@mail.ru
DC++ dchub://93.100.126.159
Nicholaes Мотоупырь МТ Возраст: 51 Сообщения: 3070 Откуда: Ленинград На чем ездит: Honda SH50
Добавлено: 11 Июнь 2008 1:00 Заголовок сообщения:
В случае с параллельными транзисторами в УМЗЧ, если их много (>20 в плече), то эмиттерные резисторы могут быть достаточно большими, и разброс в изрядной мере нивелируется. Если все транзисторы берутся из одной партии, особых проблем в такой схеме возникать не должно. Но сдох один - меняешь все, если ЗиПа из той же партии не было. На TDA7294 и школьник спаять может; но параметров хорошего усилителя на ней не получишь при мощности свыше 25 ватт. А если про аудиофильские усилки говорить, так там подбор - просто норма жизни. Причем, желательно не только в статике, но и в динамике, да на нестационарном (псевдошумовом, например) сигнале.
P.S. А насчет регулятора - подожди результатов испытаний; если все хорошо получится - выложу схему. Думаю, сам допетришь, как ее к твоим нуждам присобачить, если один в один не подойдет. _________________ За Родину, за Сталина! Если у Вас паранойя, это еще не значит, что за Вами не следят.
Разве Pentium-M - это мобильность? Настоящая мобильность - это Тополь-М!
Я за свободную продажу оружия.
mongolor человек-МОТОПЬЯНЬ! Возраст: 35 Сообщения: 7553 Откуда: СПБ, Электросила На чем ездит: Велосипед
Добавлено: 11 Июнь 2008 1:58 Заголовок сообщения:
с нетерпением жду результатов, ибо на мопеде однофазка, а с шунтом уже чето намаялся я. _________________ Необходимое, но недостаточное условие запуска ЛЮБОГО ДВИЖИНА - НЕПОКОЛЕБИМАЯ ВЕРА ЧТО ОН ЗАПУСТИТСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРШЕНЬ УКРАЛИ!!!!!!!!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
Страница сгенерированна за 0.01426 секунд с 11 обращениями в базу данных