Мотопьянь ТЕАМ
МотоЦентр 78
Разместил: Желтая - Среда, 28 Апреля 2021 16:10
Чо каво?
словарь технических терминов

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МОТОПЬЯНЬ ТЕАМ -> ЧаВо
 
Автор Сообщение
весенний гламур
сказочный долбоеб

Возраст: 38
Сообщения: 23155
Откуда: Северная столица. м.Ветеранов
На чем ездит: Недокрыло, пережигули

СообщениеДобавлено: 22 Декабрь 2007 19:29    Заголовок сообщения: словарь технических терминов Ответить с цитатой

Словарь технических терминов
А

АРI - Американский Институт Нефти. Стандарт качества моторных масел для четырехтактных двигателей.

ATF – жидкость для Автоматических Трансмиссий. Часто используется в передних вилках.

ATU – автоматический регулятор опережения зажигания. Механическое устройство для изменения угла опережения зажигания на двигателях ранних конструкций.

ATV – внедорожное транспортное средство. Часто встречается название «квадроцикл».

АБС (Система антиблокировки тормозов) – система, которая при торможение фиксирует начало блокирования колеса и понижает давление в гидроприводе тормозов колеса, склонного к блокированию. Обычно управление такой системой осуществляется при помощи электроники.

Амортизатор (демпфер) – устройство для сглаживания влияния неровностей дорожного полотна, обеспечивающее комфортабельность при езде. Обычно представляет собой пружину в совокупности с гидравлическим амортизатором и устанавливается между рычагом подвески и рамой. Кроме того, используется в двигателях для сглаживания незначительной неравномерности в выходном крутящем моменте. В подвеске мотоцикла служит для быстрого гашения колебания и превращения механической энергии колебаний в тепловую.

Ампер (А) – единица измерения электрического тока. А (ток) = В (напряжение) / Ом (сопротивление).

Ампер-час (А*ч) – единица измерения емкости батареи.

Антиклинковая система – система, устанавливаемая на подвижном наконечнике пера вилки для предотвращения клевка мотоцикла при резком торможении.

Антифриз – смешиваемое с водой вещество ( обычно этипенгиколь), которое добавляется в систему охлаждения для предотвращения замерзания охлаждающей жидкости при отрицательных температурах. Кроме того, антифриз содержит вещества которые подавляют коррозию и препятствуют образованию накипи и других отложений, забивающих радиатор и каналы системы охлаждения, и, как следствие, снижающих эффективность системы охлаждения.

Ареометр – прибор для измерения плотности жидкости. В частности, электролита, с целью оценки степени заряженности аккумулятора.

Б

BHP – эффективная мощность. Английская единица измерения мощности двигателя. Сейчас мощность обычно выражается в киловаттах (кВт).

Барабанный (колодочный) тормоз – тормозная система с вращающейся цилиндрической поверхностью (т.н. барабаном) закрепленной на колесе. Внутри барабана располагаются «колодки» с фрикционными накладками (тормозные колодки), которые при торможение прижимаются к его внутренней поверхности.

Бензомасленая смесь – смесь для смазки двухтактных двигателей. Масло смешивается с бензином до поступления смеси в двигатель.

Бесконечное сопротивление – характеристика разомкнутой электрической цепи, когда в некой точке цепи присутствует обрыв проводника.

Биение – колебание. Несносность. Суммарное биение измеряется от одного крайнего положения до другого. Случается недоразумение, когда биение измеряется от среднего положения, что представляет собой половину суммарного биения.

Биметаллический – сделаний из двух металлов.

Бобышка поршня – часть поршня ниже его головки (также присоединенная к юбке), в которую устанавливается поршневой палец.

Боковина – участок шины между бортом и протектором. На этой части указывается названия производителя, размерность, и т.д.



В


V-образный двигатель – двигатель, цилиндры которого располагаются под углом к друг другу и образуют собой букву V. В раме такой двигатель может располагается поперечно (мотоциклы Moto Gyzzi) или продольно (мотоциклы Harley Davidson).

Вариатор – трансмиссия, автоматически и бесступенчато изменяющая передаточное отношение в зависимости от нагрузки и частоты вращения. Иногда для обозначения вариатора используется абривиатура CVT.

Ватт – единица измерения электрической энергии. 1ватт (энергия) = 1вольт (напряжение)* 1ампер (ток).

Верхнее расположение клапанов (OHV) – механизм газораспредиления четірехтактного двигателя с тарельчатыми клапанами, которые располагаются в головке цилиндров и приводятся в действие с помощью толкателей.

Верхнее расположение распределительного вала (ОНС) – тоже, что и выше, но с распредвалом в головке цилиндров, привод которого осуществляется цепью, шестернями или ремнем коленчатого вала. См. также SOHC u DOHC.

Верхняя головка шатуна – меньшая головка шатуна, к которой крепится поршень. Чаще всего содержит подшипник скольжения или игольчатый подшипник.

Верхняя мертвая точка (ВМТ) – используется для обозначения крайнего верхнего положения поршня в цилиндре.

Верхняя часть двигателя – включает в себя блок и головку цилиндров, а также узлы клапанного механизма.

Вибрация (отскок) клапана – явления, происходящие при слишком резкой посадке тарельчатого клапана на седло, при этом пружина не может его удержать, и происходит отскакивание клапана от седла.

Вилка селекторов – деталь вильчатой формы, сопряженная с канавкой в шестерне коробки передач, обеспечивающая перемещение этой шестерни на вапу.

Вилка толкающего типа – разновидность рычажной передней подвески мотоцикла, у которой ось колеса расположена за шарниром рычага подвески.

Вихрь – вращательное или вихревое движения, придаваемое поступающей в цилиндр смеси за счет смешения впускного тракта. Служит для улучшения наполнения цилиндров.

Водяной насос – устройство с механическим приводом, служащее для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости внутри двигателя.

Возвратная продувка – управления движением свежего заряда в цилиндре двухтактного двигателя за счет профилирования продувочных каналов вверх и под углом к оси цилиндра. В результате такого направления свежего заряда он вытесняет обработанные газы перед тем, как сможет покинуть цилиндр.

Воздушный фильтр – бумажный, матерчатый, войлочный, паралоновый или сетчатый элемент, через который воздух поступает в двигатель. Препятствует проникновению частиц пыли и грязи, вызывающих засорение жиклеров карбюраторов и повышенный износ подвижных частей двигателя.

Возрастающая характеристика – прогрессивная характеристика подвески, получаемая за счет применения трехзвенной системы между рычагом подвески и амортизатором.

Вольт – единица измерения электрического напряжения в цепи. 1вольт (напряжение) = 1ампер (ток) * 1ом (сопротивление).

Впадина – вогнутая внутрь пустотелая поверхность. Противопоставляется выпуклости.

Впрыск масла – система смазки двухтактного двигателя, в которой масло принудительно (с помощью насоса) подается в двигатель в зависимости от положения дросселя.

Вращающийся клапан – клапан, применяющейся в двухтактных и четырехтактных двигателях, которой при вращении открывает и закрывает каналы в заданный момент времени. Обычно представляет собой диск или деталь конической или цилиндрической формы. Чаще всего встречается во впускных системах.

Втулка – цилиндрическая деталь из металла или резины, которая устанавливается между двумя подвижными частями. Очень похожа на вкладыш, но чаще всего используется в качестве вставки для восстановления изношенного узла до его первоначальных размеров.

Вылет – расстояние между точками пересечения с землей вертикальной линии, опущенной из оси колеса, и линии, проходящей через ось рулевой колонки.

Выпрямитель – электрический прибор, проводящий ток только в одном направлении, применяется для преобразования переменного тока в постоянный.

Высоковольтный провод – тщательно заизолированный провод, подводящий высокое напряжение от катушки к свечезажигание.

Выступ – участок профиля кулачка, который расположен эксцентрично по отношению к его оси. При вращении кулачка этот участок, выходящий за пределы начальной шайбы, используется для периодического приведения в действие другого узла, например, клапана.

Вязкость – плотность жидкости или ее сопротивление перетеканию. Вязкость обозначается числами в системе SAE. Чем больше численное значение, тем выше плотность(вязкость) жидкости.
Г

Газовыделение – выделения газа из банок батареи при чрезмерной зарядке. Газ, выделяющийся при этом, представляет собой взрывоопасною смесь водорода с кислородом. Газовыделение не происходит до достижения батареей полной зарядки.

Галогенная лампа из кварцевого стекла – лампа с вольфрамовой нитью, заполненная газообразным галогеном. Используется в фарах в связи с высокой эффективностью (люмен на ватт), длительным сроком службы и отсутствием потемнения стекла.

Генератор переменного тока (ательнатор) – генератор, вырабатывающий переменный ток.

Генератор постоянного тока (динамо) – генератор, вырабатывающий постоянный ток.

Герц – единица измерения частоты. Один герц – это частота, при которой одно колебание совершается за одну секунду.

Гигроскопичность – способность поглощать влагу. Применительно к мотоциклам поглощение тормозной жидкости типа DOT 3 или DOT 4 влаги из воздуха приводит к снижению эффективности тормозов. В связи с этим необходимо предпринимать меры по обеспечению герметичности емкостей, в которых хранится новая тормозная жидкость.

Гидропривод – система, заполненная жидкостью, используемая для передачи давления от одного узла другому. На мотоциклах обычно встречается в механизме привода тормозов и сцепления. Иногда используется в клапаном механизме для устранения зазоров.

Гидротрансформатор – гидравлическое устройство для изменения скорости вращения выходного вала относительно входного. Встречается в автоматических коробках передач.

Гильза – съемная вставка в детали, служащая для уменьшения размера или для обеспечения высокого качества рабочей поверхности, а также для восстановления рабочей поверхности. Часто употребляется в отношении стальной гильзы в алюминиевом блоке цилиндров.

Гипоидное масло – масло для сверхвысоких нагрузок, предназначенное для работы в тяжелых специфических условиях гипоидных передач.

Главная передача – термин, применяющийся для обозначения передачи от коробки передач к заднему колесу. Как правило, используются цепные или карданные главные передачи, но иногда встречаются и ременные.

Главный вал – главный вал, как в двигателе, так и в коробке передач.

Главный цилиндр – часть системы гидропривода, на которую воздействует водитель, названая так в связи с тем, что (на автомобилях) она приводит в действие несколько рабочих (исполнительных) цилиндров.

Глушитель – устройство для подавления шума выхлопа.

Головка цилиндра – элемент двигателя, закрывающий цилиндр с одной из его сторон. На четырехтактном двигателе в головке цилиндра(ов) размещается клапанный механизм.

Горизонтальный двух-, четырех-, шестицилиндровый двигатель – двигатель с горизонтальными рядными или противолежащими цилиндрами.

Д

Давление – проявление силы нажатия. Единицы измерения psi (фунт на квадратный дюйм) или бар.

Датчик кислорода – датчик, устанавливаемый выпускную систему, который фиксирует содержание кислорода в обработанных газах и преобразует эту информацию в электрический ток. Иногда датчик кислорода называют лямбда зондом.

Два верхних распредвала (DOHC) – схема газораспределительного механизма, в котором применены два верхних распрадвала: один для впускных клапанов и один для выпускных.

Двигатель Ванкеля – двигатель внутреннего сгорания, изобретенный Феликсом Ванкелем, который состоит из трехсторонних внутренних роторов, расположенных внутри отсеков специальной формы. У такого двигателя за один оборот вала происходит три рабочих такта.

Двигатель с горизонтальными противолежащими цилиндрами – тип двигателя, у которого цилиндры располагаются напротив друг друга, а коленчатый вал находится между ними.

Двухтактный – рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания, при котором рабочий ход происходит при каждом ходе поршня вниз. Таким образом, четыре процесса (наполнение, сжатие, рабочий ход и выпуск) происходит за два хода (один верх, один вниз) поршня. См. также Четырехтактный.

Декомпрессор – небольшой клапан, чаще всего с ручным управлением, для снижения давления над поршнем при запуске кикстартером.

Демпфирование отбоя – способ управления колебаниями подвески после сжатия пружины амортизатора. Противостоит естественной тенденции пружины к резкому отскоку после сжатия.

Демпфирование сжатия – способ контроля скорости сжатия подвески при наезде колесом на неровность дорожного покрытия.

Десмодромный – способ привода тарельчатых клапанов, при котором они принудительно закрываются коромыслом, так же как и открываются. Схема, применяющаяся на мотоциклах компании Ducati.

Детонационный стук – стук, вызываемый детонацией и самовоспламенением.

Детонация – взрыв смеси в камере сгорания вместо управляемого горения. При резком открытии дроссельной заслонки может вызывать звонкий шум, называемый детонационными стуками. Явление крайне деструктивного характера.

Дефлектор – выпуклая часть головки поршня некоторых двухтактных двигателей, служащая для отклонения свежего заряда, поступающего из впускного канала.

Джоуль – единица измерения электрической энергии.

Диагональные шины (шины с диагональным расположением нитей корда) – разновидность конструкции шин, в которой слои ткани в каркасе шины укладываются по диагоналях к друг другу, а не радиально (как в случае шин с радиальным расположением нитей корда).

Диаметр цилиндра – диаметр цилиндра двигателя. Часто применяется в отношении самого цилиндра. В некоторых случаях используется для обозначения поверхности цилиндра.

Диаметр цилиндра/ход поршня (D/S) – соотношения диаметра цилиндра к ходу поршня. При одинаковых диаметрах цилиндра и ходе поршня двигатель называют «квадратным».

Диафрагма – резиновая мембрана в карбюраторе, где она изолирует верхнюю камеру, или в главном цилиндре.

Диафрагменная пружина – одиночная упругая пластина, часто применяемая в муфтах сцепления.

Динамический – подвижный, находящийся в действии – в противоположности недвижимому или статическому.

Диод – электрическое устройство, пропускающее ток только в одном направлении.

Дисковый клапан (или золотник) – система управления процессом впуска, применяемая на некоторых двухтактных двигателях.

Дисковый тормоз – тормозная система, состоящая из вращающегося диска и тормозных колодок, прижимающихся к нему в момент торможения. В результате трения энергия движущегося транспортного средства преобразуется в тепло.

Диффузор – сужение канала, служащее для понижения давления. Встречаются в карбюраторах и используется для создания разряжения, необходимого для подъема топлива из поплавковой камерой.

До ВМТ – употребляется для определения местонахождения поршня до верхней мертвой точки. Уголопережения зажигания часто выражается в градусах или миллиметрах до ВМТ.

Дроссель – клапан во впускном тракте, служащей для управления мощностью двигателя за счет ограничения количества (дросселирования) поступающей свежей смеси.

Дуплексный – двойной. У дуплексной рамы спереди есть две нижних трубы. У дуплексной цепи присутствует два ряда роликов (у простой цепи только один).

Е

ECU (электронный блок управления) – компьютер, управляющий системами зажигания, впрыска или антиблокировочной тормозной системой и т.д.

EGO – датчик содержания кислорода в отработавших газах. Иногда для обозначения датчика содержания кислорода используется термин «лямбда зонд».

EMS (система управления двигателем) – система контроля на базе компьютера, одновременно управляющая системами зажигания и впрыска топлива.

EP (предельное давление) – тип масла, применяющийся в местах приложения повышенных нагрузок, например, между зубьев шестерен.

Емкость – главный элемент системы снижения токсичности испарений топлив (только для рынка штата Калифорния США), содержит гранулы активированного древесного угля, улавливающие испарения из системы питания, перед тем как они попадут в атмосферу.

Емкость (конденсатор) – обычно это конденсатор достаточно большой емкости, способный выполнять функции сглаживающего элемента в безбатарейных системах электропитания.

Ж

JASO – стандарт качества для двухтактных масел.

Жгут проводов или проводка – термин, охватывающий электрические провода, расположенные на мотоцикле и заключенные в тканевою или пластиковую оболочку. Проводка, отходящая от основного жгута, обычно называется вспомогательным жгутом.

Жидкостное охлаждение – система охлаждения, в которой для отвода тепла от двигателя используется циркуляция жидкости через каналы двигателя и радиатора.

Жиклер – отверстие, через которое проходит воздух, топливо или масло. Размеры жиклера определяют его пропускную способность, а следовательно, и объемы проходящей через него жидкости или газа.

З

Зазор в клапанах – зазор между штоком клапана и коромысла или между кулачком распредвала и толкателем, в зависимости от конструкции механизма газораспределения. Измерение и регулировка зазоров в клапанном механизме производится при закрытых клапанах на холодном двигателе. Необходимо обеспечить оптимальный зазор в клапанах, поскольку слишком маленький зазор при прогреве двигателя приведет к неполному закрытию клапанов и скорому их прогоранию, а слишком большой зазор будет причиной повышенного шума при работе двигателя. Неправильный зазор также влияет на работу двигателя на холостом ходу.

Заклинивание – заедание двух подвижных частей, вызванное избыточным давлением, температурой или отсутствием смазки, а чаще всего сочетанием этих трех факторов.

Замок (сухарь) – кольцеобразное устройство, обычно состоящее из двух сегментов, для расклинивания детали на стержне, валу, шпинделе и т. д. Применительно к мотоциклам, встречается на клапанах и амортизаторах и позволяет обеспечить самофиксацию опорной тарелки пружины относительно штока амортизатора или стержня клапана.

Зацепление – гибкое резиновое цилиндрическое уплотнение (обычно гофрированное) снаружи телескопических и прочих подвижных соединений, служащее для предохранения сопряженных узлов.

Звездочка – зубчатое колесо, используемо в цепной передаче.

Земля (масса, заземление) – отрицательная клемма батареи или часть возвратной цепи через массу. Соединение с массой или землей. По определению – нулевой потенциал (напряжение).

Зубчатое колесо (шестерня) – деталь, чаще всего круглой формы, с зубьями для передачи вращения ответной шестерне, тех же или отличных форм и размеров.

И

Ibf ft – фунт на фунт. Английская единица измерения крутящего момента.

Ibf in – фунт на дюйм. Английская единица измерения крутящего момента. Используется применительно к узлам, где присутствует очень низкий крутящий момент.

IC – сокращенное название интегральной схемы.

Игольчатый подшипник – подшипник, составленный из множества закаленных роликов небольшого диаметра, обычно разделенных сепаратором. Часто применяется в местах недостаточной смазки.

Изолятор – материал или деталь, снижающие теплопередачу или не проводящие электричество.

Импульс (количество движения, импульс силы) - стремление движущегося объекта продолжать движение.

Инерция – свойство материи, согласно которому она остается неподвижной или совершает равномерное прямолинейное движение до тех пор, пока не будет приложены внешние силы.

К

Калильное зажигание – преждевременное воспламенение смеси, происходящее до появления искры на свече зажигания. Вызвано воспламенением от раскаленных частей камеры сгорания.

Канал – строго говоря, полость или отверстие, но также используется для обозначения продувочного канала в двухтактном двигателе.

Карбюратор – прибор для смешивания топлива с воздухом в соотношении, необходимом для формирования горючей смеси при различных скоростях и нагрузках двигателя.

Карданная передача – способ передачи вращения заднему колесу от трансмиссии.

Картер двигателя в сборе - обозначение составляющих картера двигателя и всех узлов, содержащихся в нем.

Картер (кривошипная камера) – конструктивно-прочный отсек, в котором располагается коленчатый вал. Вне зависимости от количества цилиндров двигателя, в большинстве мотоциклетных конструкции картер выполняется в виде двух незеркальных половин, вместе образующих пару.

Каталитический нейтрализатор – устройство в выпускной системе ряда мотоциклов, которое преобразует некоторые токсичные компоненты отработанных газов в веществе, менее вредные для окружающей среды.

Катающаяся пара – склонность некоторых поршневых двигателей к образованию такого сочетания перемещения П.Д.М., при котором происходит раскачивание машины.

Кик-стартер – рычаг для запуска двигателя, приводимый в действие ногой.

Киловольт – одна тысяча вольт, сокращено обозначается кВ.

Кинетическая энергия – энергия, связанная с движением тела, а не с его положением.

Клапан – устройство, при помощи которого можно управлять расходом жидкости или газа за счет открытия, закрытия или частичного прикрытия подвижным элементом одного или нескольких каналов или отверстий. В головке цилиндра применяются впускные и выпускные клапаны тарельчатого типа.

Клапанный механизм – узлы, представляющие собой механизм привода клапанов.

Клин – заклинивающее устройство. Часто применяется в муфтах стартера.

Клинообразный ремень – гибкий ремень, имеющий клинообразное сечение. Обычно имеет резинотканевую основу.

Коленчатый вал – кованый узел, использующий принцип эксцентрика (кривошипа) для преобразования возвратно-поступательного движения поршня двигателя во вращение.

Колесная база – расстояние между осями переднего и заднего колес.

Коллектор – элемент вращающегося якоря, по которому скользят щетки, позволяющий отбирать электроэнергию, вырабатываемую в якоре.

Колодка – жесткая деталь, служащая для прижатия к другой детали. Иногда, как в случае с тормозными колодками, покрытая фрикционным материалом.

Конденсатор – электрический прибор способный накапливать заряд и очень быстро разряжаться. Способствует уменьшению искрообразования между контактами традиционной (контактной) системы зажигания.

Коническая шестерня – шестерня с наклонными зубьями. Пара таких шестерен позволяет осуществлять привод под углом девяносто градусов.

Конический роликоподшипник – стальные ролики такого подшипника выполняется не цилиндрическими, а коническими, в результате этого такой роликоподшипник может воспринимать не только большую радиальную, но и осевую нагрузку.

Конический штифт – металлический палец, сведенный на конус, устанавливаемый на две (или более) детали до заклинивания в отверстие и фиксации всех деталей между собой.

Контактный прерыватель – электрический коммутатор, обеспечивающий коммутацию тока, создающего поле в первичной обмотке катушки зажигания. При резком прерывании этого тока происходит быстрое нарушение магнитного потока внутри катушки зажигания, приводящее к образованию тока высокого напряжения в ее вторичных обмотках.

Конусность – уменьшение диаметра по мере продвижения по длине детали.

Концентрический – принадлежащий общему центру.

Коренной подшипник – главный подшипник, на котором устанавливается деталь. Однако в основном этот термин используется исключительно для коленчатого вала.

Коробка передач – агрегат, содержащий узлы трансмиссии, который служит для изменения передаточного отношения. Даже тогда, когда вместо шестерен используются короткие цепи и звездочки, а также другие способы изменения передаточного отношения, все еще применяется термин «коробка передач».

Коромысло – деталь, шарнирно закрепленная посередине и передающая воздействие с одного конца на другой во встречном направлении. Коромысла могут передавать как тянущее, так и толкающее воздействие. У некоторых коромысел качающееся движение как таковое отсутствует, при этом они закреплены шарнирно с одного конца и не передают движение во встречном направлении.

Коронное зубчатое колесо – для мотоцикла, у которых привод заднего колеса осуществляется при помощи карданного вала, большее из двух зубчатых колес в паре редуктора. Меньшее называется шестерней.

Косозубые шестерни – зубья косозубых шестерен расположены под небольшим углом к осям вращения. При роботе таких шестерен уровень шума существенно ниже, чем у прямозубых передач. Обычно используются в первичной передачи.

Коэффициент – численное значение, используемое для перевода какого-либо параметра в другую систему.

Крестообразный клапан – вращающийся клапан, который располагается над цилиндром и управляет как процессом выпуска обработанных газов, так и впускном свежей смеси в четырехтактном цикле. Позволяет достигать высоких степеней сжатия, обеспечивает превосходный расход горючего и хорошую детонационоустойчивость.

Крыльчатка – приводное устройство, обеспечивающее циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор для усиления естественного термосифонного эффекта. Обычно представляет собой насос центробежного типа.

Кулачковый (копирный) диск – плоская или слегка изогнутая пластина с пазами, в которых могут перемешиваться шрифты для преобразования вращательного движения в поступальное, например, для привода механизма переключения передач (по такому принципу выполнены вилки и диск переключения передач, при помощи которых изменяют передаточное отношение коробки передач).

Л

LCD – сокращенное обозначение жидкокристаллического индикатора (ЖКИ)

LED – сокращенное название светодиода.

LT (низковольтный) – термин, применяющийся по отношению к электрической цепи от источника питания до первичной обмотки катушки зажигания.

Лепестковый клапан – клапан, функционирующий подобно лепестку, который открывается и закрывается под воздействием давления. Сохраняет работоспособность при крайне высоких скоростях.

Литраж – объем двигателя, или объем, вытесняемый поршнем.

Лямбда зонд – датчик, устанавливаемый в выпускную систему для измерения содержания кислорода в отработанных газах (коэффициента избытка воздуха).

Люфт – величина перемешивания между узлами, находящимися в зацеплении, когда один из них зафиксирован. Обычно используется в отношении зубьев шестерен.

М

Магнетизм – свойство, которым обладают некоторые материалы, выражающееся в способности притягивать или отталкивать в зависимости от полярности. Имеет некоторое сходство с электричеством.

Магнето – автономный прибор для получения искры, содержащий первичную и вторичную (НТ) обмотки и не требующий внешнего источника питания.

Масло с двумя маркировками (универсальное, всесезонное масло) – масло, вязкость которого лежит в широких пределах (например, 10W40). Буква W относится к зимним условиям, следовательно, вязкость масла меняется от SAE10 при низких температурах до SAE40 при высоких.

Масло с единственной маркировкой – масло, вязкость которого находится в пределах, заданных SAE для масел с единственной маркировкой.

Масляное охлаждение – использование масла в качестве хладагента для отвода тепла от нагретого узла в окружающую среду (в атмосферу или в более холодную часть двигателя).

Масляный насос – устройство с механическим приводом, служащее для распределения масла по четырехтактному двигателю или нагнетания масла в двухтактном.

Маховик – вращающаяся деталь значительной массы и радиуса, применяющаяся для сглаживания импульсов и накопления энергии.

Механизм газораспределения с одним верхним распредвалом (SOHC) – механизм газораспределением, в котором привод впускных и выпускных клапанов осуществляется через коромысла от одного верхнего распредвала.

Минус на массе – использование массы (рамы) мотоцикла в качестве отрицательного проводника в цепи. Иными словами, при такой схеме отрицательный или минусовой вывод батареи присоединен к массе.

Мокрая гильза – гильза, расположенная в блоке цилиндра так, что внешняя поверхность гильзы оказывается в непосредственном контакте с охлаждающей жидкостью.

Мокрый картер – традиционная система смазки четырехтактного двигателя, при которой масло хранится в поддоне, привинченном к нижней части картера.

Момент – крутящее усилие относительно вала, измеряемое в Н*м, кгс*м или lbf ft. Используется для обозначения усилия затяжки, необходимого для обеспечения требуемой плотности соединения.

Моноамортизатор – единственный пружиногидравлический элемент подвески, связывающий рычаг или систему рычагов подвески с рамой.

Моноблочная конструкция – двигатель и трансмиссия, выполненные в виде единого агрегата и располагающиеся в общем картере.

Мощностной диапазон – область частот вращения, в которой двигатель вырабатывает действительно полезную мощность, в отличии от скоростей вне этого диапазона, при которых мощность двигателя значительно ниже.

Н

Нагнетатель – насос для увеличения количества смеси, подаваемой в двигатель. На сленге –наддув.

Насос – устройство для нагнетания в контур масла, охлаждающей жидкости или топлива под высоким давлением.

Натяжной ролик – колесико, находящиеся в непосредственном контакте с цепью или ремнем и расположенное между центрами звездочек или шкивов. Применяется для регулировки натяжения приводной цепи или ремня.

Не железосодержащий (цветной) – сплав, который не содержит железа.

Необслуживаемая батарея (MF) – герметическая батарея, не требующая доливки электротоплива или дистиллированной воды.

Неподрессоренные массы – все, что не опирается на подвеску мотоцикла (то есть колеса, шины, тормоза, главная передача и нижняя (подвижная) часть подвески).

Нижние (боковые) клапаны (SV) – схема газораспределительного механизма, при которой клапанный механизм располагается не сверху, а сбоку от цилиндра.

Нижняя головка шатуна – большая головка шатуна, сопряженная с пальцем кривошипа (шатунной шейкой коленчатого вала). В сопряжении нижней головки шатуна с коленчатым валом обычно используется подшипники скольжения или подшипники качения с сепаратором.

Нижняя мертвая точка (НМТ) – используется для обозначения крайнего нижнего положения поршня в цилиндре.

Нить накалывания – проволока, обладающая электрическим сопротивлением, раскаляющаяся при пропускании через нее соответствующего электрического тока, и как следствие, вырабатывающая свет.

Н/м (ньютон на метр) – единица измерения крутящего момента.

О

Об/мин – единица измерения частоты вращения.

Обмотка – витки провода, намотанные на сердечник для создания магнитного поля или получения электричества.

Обод – в случае колеса – часть, на которую устанавливается шина.

Объем пространство, заполненное газом или жидкостью, обычно измеряется в кубических сантиметрах (куб.см.).

Объем камеры сгорания – пространство внутри камеры сгорания при нахождении поршня в верхней мертвой точке с учетом половины объема резьбового отверстия свечи зажигания.

Однопроводная схема с использованием массы – электрическая цепь, в которой в качестве второго провода выступает масса мотоцикла, по которой электрический ток возвращается в батарею.

Одометр – счетчик пройденного расстояния.

Октан – бесцветный, воспламеняющийся углеводород, который является составной частью топлива (бензина).

Октавное число – число, определяющее количество октана в топливе. Используется как показатель стойкости топлива к детонации. Чем больше октановое число, тем выше детонационостойкость топлива.

Ом – единица измерения электрического сопротивления. 1см (сопротивление)= 1 вольт (напряжение)/ 1 ампер (ток).

Опережение зажигания – смещение момента искрообразования от ВМТ при повышении частоты вращения двигателя. Осуществляется механически (ATU) на двигателях ранних конструкций или с помощью электронного блока управления зажиганием на более поздних двигателях.

Опорная поверхность – рабочая поверхность поршня, подшипника, прокладки и т.д., которая воспринимает осевую нагрузку и воздействие трения.

Оребрение – многочисленные тонкие, но широкие пластинчатые выступы. Применяется для отвода тепла. Часто ребра используются для усиления, а иногда и в качестве декоративных элементов.

Ось – вал, на котором вращается колесо. Также – неподвижный стержень, относительно которого деталь вращается или качается по дуге.

Отдача – резкий возврат пружины в исходное статическое положение при ее освобождении.

Отношение – относительная степень сравнения двух вещей в количественном понимании. Часто приводится в виде дроби, в основании которой находится единица.

Очистка – удаления, в частности обработанных газов из цилиндра или масла из поддона двигателя с сухим картером.

П

PSI – английская единица измерения давления, сокращение для фунтов на квадратный дюйм.

Падающий поток – применительно к системам впуска двигателя – уклон впускного тракта, в том числе и карбюраторе, вниз.

Паразитная шестерня – шестерня, устанавливаемая между двумя другими, для обеспечения одинакового направления их вращения. Паразитная шестерня не изменяет передаточное отношение между этими шестернями.

Перевернутые вилки (вилки перевернутого типа) – подвижные наконечники (нижние трубы) такой вилки зажимаются в траверсах, а к неподвижным трубам (стойкам) крепится ось колеса. По сравнению с традиционными, вилки такого типа обладают меньшей неподрессоренной массой и большей жесткостью конструкции.

Передаточное число – отношение скоростей вращения любой пары сопряженных зубчатых колес или звездочек, определяемое из числа их зубьев. Например, передаточное отношение каждой пары шестерен в коробке передач или общее передаточное отношение трансмиссии.

Передняя вилка – телескопические трубы, которые содержат пружины и амортизаторы и используются в качестве передней подвески мотоцикла. У традиционных вилок внешние трубы располагаются внизу, соединяются с колесной осью и играют роль подвижного наконечника, перемещающегося по внутренним трубам, которые в верхней части фиксируются в траверсах.

Переключатель – устройство для замыкания или размыкания электрической цепи, обычно с механическим приводом.

Перекрытие клапанов – промежуток времени в углах поворота коленчатого вала, при котором одновременно открыты впускной и выпускной клапана.

Переменный ток – электрический ток с переменными полярностью и напряжением, периодически полностью меняющий свое направление. Ток такого типа вырабатывает генератор переменного тока (альтернатор). Часто используется сокращение «а.с.».

Перемычка – выпуклый участок между двумя пазами (например, между канавками под кольца в поршне).

Петлевая продувка Шнурла – схема продувки, использующейся в двухтактных двигателях с плоскими поршнями. Поступающая смесь направляется продувочным каналом таким образом, что делает петлю в верхней части цилиндра вдоль головки и спускается вниз к выпускному каналу, вытесняя остатки отработанных газов.

Печатная схема – дорожка для протекания электрического тока, нанесенная на изоляционный материал. Используется вместо проводов для соединения необходимых выводов. Печатная плата (РСВ) содержит множество печатных схем.

Плавкий предохранитель – электрическое устройство, защищающее цепь от случайной перегрузки. Чаще всего предохранитель содержит низкоплавкий металлический элемент, рассчитанный на перегорание при определенном электрическом токе и прерывании цепи.

Планетарный редуктор – система шестерен, в которой зубчатые колеса (от двух и более) вращаются вокруг центрального зубчатого колеса. Встречается в ряде трансмиссий и приводах стартера.

Плоская головка – головка цилиндра без искривленных внутренних контуров. С такой головкой встречаются механизмы газораспределения типа sv или ohv.

Плунжерный насос – масляный насос, состоящий из плунжера, поступательно перемещающегося в камере с окнами.

Плюс на массе – использование массы (рамы) мотоцикла в качестве положительного проводника в цепи. Иными словами, при такой схеме положительный, или плюсовой, вывод батареи присоединен к массе.

Пневматический – использующий или имеющий отношение к воздуху или другому газу.

Подвеска – конструкция, обеспечивающая гибкую связь между колесами и рамой для сглаживания неровностей поверхности дороги, служащая для повышения комфортабельности при езде. В подвесках широко используется пружины и гидравлические амортизаторы.

Подвижный наконечник – деталь, которая перемешается поступательно. На передней телескопической вилке – подвижная (нижняя) труба вилки, которая скользит снаружи или внутри верхней неподвижной трубы.

Поддон – резервуар, полость или емкость для избыточной жидкости. Съемный отсек в нижней части четырехтактного двигателя, в котором содержится масло.

Подрамник – задняя часть рамы мотоцикла, на которой располагается сидение, задний фонарь и электрические приборы. Часто подрамник выполняется съемным относительно основной рамы.

Подшипники – применяются между двумя рабочими поверхностями для предотвращения износа деталей и снижения тепловыделения. Обычно в мотоциклах используются подшипники четырех типов: подшипники скольжения, шарикоподшипники, конические роликовые подшипники и игольчатые подшипники.

Положение поплавка – высота, на которой поплавок располагается в поплавковой камере, определяющая уровень топлива.

Полярность – электрическое состояние полюса: или положительный, или отрицательный.

Поплавковая камера – элемент карбюратора, служащий для стабилизации уровня топлива, вне зависимости от давления топлива, поступающего из бака самотеком или нагнетаемого насосом. Для управления топливоподающим клапаном используется поплавок.

Поплавок – плавучий предмет. В карбюраторах используется для поддержания постоянного уровня топлива за счет открытия и закрытия топливоподающего клапана. Также применяется в датчиках уровня жидкости.

Поршень- деталь, перемещающаяся в цилиндре, которая служит для его уплотнения и воспринимает или передает давление.

Поршень с плоской головкой – поршень, верхняя часть которого выполнена плоской, в отличие от поршней с вогнутой или выпуклой головкой.

Поршневой палец – палец, посредством которого поршень присоединяется к малой головке шатуна. Обычно изготавливается из стали и проходит термообработку в виде цементации. Одна из наиболее нагруженных опор двигателя.

Порядок работы цилиндров – порядок, в котором происходит вспышка в цилиндрах двигателя, иначе говоря, последовательность рабочих ходов, начинается с первого цилиндра.

Посадка с натягом (плотная посадка) – при такой посадке размер внутренней из двух сопрягаемых деталей выполняется таким, чтобы он был немного больше, чем у внешней детали. При запрессовке внешняя деталь обжимает внутреннюю, и вместе они образуют монолитное соединение.

Постоянная характеристика – такая характеристика пружины, при которой одинаковое увеличение нагрузки проводит к одинаковому изменению ее длины. Кроме того, такие пружины называют пружинами постоянного шага. Противопоставляется пружинам с прогрессивной характеристикой или упругим элементам, составленным из нескольких пружин разной жесткости.

Постоянный магнит – магнит, сделанный из стального сплава, который долго сохраняет магнитные свойства, в отличие от мягкого железа и электромагнитов.

Постоянный ток – электричество постоянной полярности, которое может быть постоянным или переменным по величине. Вид электричества, которое вырабатывает генератором постоянного тока или накапливает батарея. Противопоставляется переменному току.

Поступательно движущийся массы – масса деталей, которые перемещаются поступательно. В случае поршня и шатуна к ним относят массу поршня, колец и поршневого пальца, а также половину массы шатуна.

Предварительное перемешивание – способ смазки ранних двухтактных двигателей, при котором моторное масло смешивается с бензином в топливном баке в определенном соотношении. Смесь масла с топливом иногда упоминается как бензомасляная смесь.

Предварительное поджатие (подвески) – степень сжатия пружины в ненагруженном состоянии. Предварительное поджатие можно изменять при помощи газа, прокладок или механического регулятора. Определяют дорожный просвет при движении мотоцикла.

Приводной вал – любой вал, используемый для передачи вращения. Обычно встречается при упоминании главной передачи мотоцикла с карданным валом.

Приводной ремень – зубчатый ремень, используемый на ряде мотоциклов для передачи вращения заднему колесу. Кроме того, приводной ремень применяется для привода распредвалов. Обычно приводные ремни выполнены из кевлара.

Прилив – локальное утолщение определенного участка детали, обеспечивающее увеличение прочности.

Принцип энергопередачи – принцип действия системы зажигания, в которой при замкнутых контактах прерывателя происходит нарастание поля в обмотках генератора переменного тока. В таких системах размыкание контактов приводит к резкому восприятию тока во внешней обмотке катушки зажигания, преобразующей входное низкое напряжение в высокое, которое подводится к свече зажигания.

Пришабривание – механическая обработка, в процессе которой удаляется минимальное количество метала с целью выправления или выравнивания поверхности.

Прогрессивная характеристика – такая характеристика пружины, при которой одинаковые увеличение нагрузки приводит к постепенному уменьшению величины, на которую она сокращается.

Продувочный канал – канал в двухтактном двигателе, через который свежая смесь поступает из кривошипной камеры в цилиндр.

Прокладка – любой тонкий мягкий материал – обычно пробка, картон, асбест или мягкий метал, устанавливаемый между двумя металлическими поверхностями для обеспечения надежного уплотнения. Например, прокладка головки цилиндра уплотняет сопряжение блока и головки цилиндров.

Промежуточный вал – вал, расположений параллельно главному валу в коробках с прямой высшей передачей. На промежуточном валу расположены шестерни, вводимые главного вала для изменения передаточного отношения.

Противовес – груз, устанавливаемый на коленчатом валу для уравновешивания масс поршня и шатуна.

Пружина – деформируемый элемент, который допускает перемещения и обеспечивает принудительное возвращение. В качестве упругой среды может использоваться металл, резина или даже газ.

Р

Рабочий (исполнительный) цилиндр – участок гидравлического привода, воздействующий на исполнительный механизм. Применительно к тормозной системе часто упоминается как суппорт.

Радиатор – устройство для отвода тепла. Тепло от разогретого масла или охлаждающей жидкости отводится в атмосферу через радиатор с большой площадью поверхности, установленный в воздушном потоке.

Радиус кривошипа – величина смещения пальца кривошипа от оси коленчатого вала. В традиционных двигателях равна половине хода.

Разрежение – величина уровня частичного вакуума во впускном коллекторе.

Рама закрытого типа – тип рамы, в которой нижние трубы охватывают двигатель.

Распредвал – кулачковый вал, служащий для преобразования вращательного движения в линейное перемещение. В основном применяется для привода клапанного механизма на двигателях с тарельчатыми клапанами.

Расточка цилиндра – удаление изношенной поверхности цилиндра с цепью создания новой рабочей поверхности. Получаемый в результате расточки диаметр цилиндра будет больше, чем прежде и называется «ремонтным размером». Следовательно, после расточки необходимо устанавливать поршни и кольца соответствующего ремонтного размера.

Расширительная камера – часть выпускной системы двухтактного двигателя, предназначенная для увеличения КПД и мощности двигателя.

Регулятор – прибор для поддержания зарядного напряжения генератора в пределах заданного диапазона.

Реле – электрический прибор, служащий для коммутации в цепях большого тока при помощи вспомогательных цепей низкого тока. Реле используется для коммутации большого тока, например, в цепи стартера. Избавляет от необходимости использования длинных проводов большого сечения и выключателей большой мощности, устанавливаемых на руле.

Ременной привод – привод, осуществляемый посредством ремня. Наиболее часто встречается в приводе газораспределительного механизма и трансмиссии, иногда используется для передачи вращения заднему колесу.

Ремонтный размер – термин, применяемый в отношении размеров поршней и колец, используемых для установки после расточки цилиндра.

Роликовый подшипник – подшипник, в котором нагрузку несут не шарики, а ролики. Ролики работают по специальным беговым дорожкам и удерживаются на расстоянии друг от друга сепаратором. Обычно ролики изготавливаются из стали и подвергаются термообработке.

Роторный – способный вращаться. Двигатель, главные узлы которого вращаются, а не перемещаются поступательно.

Рулевая колонка – часть рамы, служащая опорой для вращения стержня рулевой колонки, связывающего руль с передним колесом.

Ручка газа – вращающаяся рукоятка с правой стороны руля для управления дроссельной заслонкой (ами). Приводится в действие при повороте на себя.

Рычаг подвески – деталь, шарнирно связанная с рамой в задней части мотоцикла. К рычагу подвески крепится заднее колесо и элементы задней подвески.

Рычажный механизм подвески – узлы, связывающие рычаг подвески и амортизатора таким образом, чтобы обеспечить прогрессивную или возрастающую характеристику подвески.

С

SAE – сокращенное название Общества Инженеров Автомобилестроителей. Числа по SAE формируют собой систему классификации смазочных масел в зависимости от степени вязкости при заданных температурах.

Самовоспламенение – явление, очень похожее на детонацию, при котором происходит самопроизвольное воспламенение части топливовоздушной смеси, находящейся в отдаленных зонах камеры сгорания. При столкновение внутренних и внешних фронтов пламени происходит звонкий металлический стук, который также называют детонационным.

Свеча зажигания – устройство для создания электрической дуги (искры) между двумя электродами, расположенными в камере сгорания.

Свечной колпачок – колпачок, надеваемый на свечу зажигания, который передает высокое напряжение от катушки и высоковольтного провода к свече. Кроме того, колпачок часто содержит помехоподавительное сопротивление.

Свободный ход – величина перемещения до начала действия механизма. Запаздывание между начальным приложением силы и фактическим перемещением, вызванное ослаблением в соединениях или группе деталей. Например, расстояние, на которое смещается тормозная педаль до начала действия заднего тормоза.

Седло клапана – часть головки цилиндра, на которую опирается рабочая фаска клапана и по которой происходит его уплотнение. Большинство седел выполняются съемными или подвергаются восстановлению.

Сектор – деталь селектора, обычно с зубьями, похожими на зубья шестерен, служащими для привода. Сектор внешне представляет собой четверть круга (90 градусов). Встречается в механизмах переключения передач и кик стартера.

Серная кислота – жидкость (электролит), использующаяся в свинцово-кислотных батареях. Ядовитая и чрезвычайно агрессивная.

Сжатие – уменьшение размеров объема. В отношении двигателей этот термин обычно употребляется для описания процесса сжатия свежего заряда в цилиндре при движении поршня к ВМТ.

Система впрыска топлива – топливоподающая система с электронным управлением составом топливовоздушной смеси. Топливо подается во впускные каналы двигателя (непрямой, распределенный, моновпрыск) или непосредственно в цилиндре (непосредственный впрыск). При этом управление осуществляется на основании информации о частоте вращения и режиме работы двигателя, получаемой от датчиков.

Система зарядки – приборы, которые обеспечивают зарядку батареи, а именно: генератор переменного тока, выпрямитель тока и регулятор напряжения.

Система контроля за выбросами паров топлива – представляет собой емкость, заполненную древесным углем, которая улавливает испарения топлива из бака перед тем, как они попадут в атмосферу. Обычно устанавливается на мотоциклы, предназначенные для Калифорнии (США), и сокращено называется системой EVAP.

Система контроля сцепления с дорогой (TCS) – электронная система контроля, которая фиксирует пробуксовывание колеса и устраняет этот эффект за счет понижения мощности двигателя.

Система подачи вторичного воздуха – система снижения токсичности обработанных газов. Способ активации догорания избыточного топлива, присутствующего в отработанных газах, за счет подвода свежего воздуха в выпускную систему.

Система смазки с сухим картером – система смазки четырехтактных двигателей, в которой масло хранится не в поддоне, а в отдельном масляном баке. Стекающее в поддон масло удаляется откачивающим насосом так, чтобы он постоянно осушался.

Скорость – скорость, частота вращения. Мера перемещения.

Скрытая теплота – количество подводимого тепла, необходимое для перевода вещества из твердого состояния в жидкое или из жидкого в газообразование без изменения температуры.

Смазка – устойчивая смесь металлосодержащих моющих добавок и смазочного масла. В качестве моющих добавок используются соединения на основе кальция и лития. Служит для снижения трения между трущимися поверхностями.

Смазка на прогар – система смазки, при которой масло теряется после единовременного подвода к рабочим поверхностям. Такая система смазки используется в двухтактных двигателях.

Собачка (кулачок) – фиксатор, находящийся в зацеплении с храповиком, иногда используется для предотвращения обратного движения. При этом две детали могут соединятся или разобщатся друг от друга. Применяется в коробках передач для соединения двух шестерен, расположенных на одном валу.

Соленоид – устройство с электрическим приводом, представляющее собой сердечник из мягкого железа, втягиваемый под действием электромагнитного поля. Обычно служит в качестве реле стартера.

Сопротивление – электрическое сопротивление. Единица измерения - Ом. Способность элемента электрической цепи проводить электрический ток. 1Ом (сопротивление) = 1 вольт (напряжение)/ 1 ампер (ток).

Составная пружина – пружина с такой характеристикой, при которой одинаковое увеличение нагрузки вызывает неодинаковое изменения ее длины. Противопоставляется пружинам с постоянной и прогрессивной характеристикой.

Составной силовой агрегат (двигатель немоноблочной конструкции) – силовой агрегат, у которого двигатель и коробка передач представляют собой отдельные узлы. Сравните с моноблочным двигателем.

Спица – стержень из проволоки, один конец которого развальцован, а на другом нарезана резьба. Служит для связи обода колеса со ступицей. Жесткая, неотъемная часть колеса, соединяющая центр с периферией.

Стабилитрон – электрический прибор, допускающий управляемую утечку тока на землю при превышении напряжением некого заданного уровня. Избыточный ток проявляется в виде тепла.

Статическое трение (трение покоя) – начальное сопротивление перемещению. После его преодоления деталь перемещается существенно легче. Главным образом применяется в отношении подвесок. Не следует путать с трением сопротивления. Статическое трение существует только тогда, когда перемещение отсутствует.

Степень сжатия – относительная величина, обозначающая степень, с которой содержимое цилиндра сжимается поршнем. Степень сжатия представляет собой отношение суммы объема цилиндра (рабочего объема) и объема камеры сгорания к объему камеры сгорания.

Стехиометрическое соотношение – оптимальное отношение воздуха к топливу в химической реакции горения. Применительно к бензиновым двигателям равно 14,7, то есть 14,7 частям воздуха к 1 части топлива.

Стойка – жесткий, прочный структурный элемент. В передней телескопической вилке трубчатая часть, закрепленная в траверсах вилки, по которой перемещается подвижный наконечник.

Ступица – центральная часть колеса.

Суппорт – элемент гидравлической тормозной системы, охватывающий диск и служащий корпусом для поршней и тормозных колодок.

Сухая гильза – гильза цилиндра, не имеющая контакта с охлаждающей жидкостью.

Сцепление – устройство для соединения или разъединения двигателя и ведущего колеса, разработанное таким образом, чтобы в любой момент времени оно могло бы обеспечивать их плавное и постепенное соединение.

Т

Тарельчатый клапан – клапан традиционной конструкции, использующийся почти во всех головках цилиндра. Проще говоря, стержень, на конце которого находится диск, открывающий и закрывающий каналы в головке.

Тахометр – прибор для измерения частоты вращения двигателя (об/мин).

Телескопическая конструкция – две трубы, из которых одна плотно установлена в другую, при этом трубы могут перемещается относительно друг друга подобного телескопу. В совокупности с пружиной и гидравлическим амортизатором широко используется в качестве передней подвески, называемой телескопической вилкой.

Термический КПД – отношение полезной работы, вырабатываемой двигателем, к теплоте, подводимой от рассматриваемого топлива.

Термосифонное охлаждение – система охлаждения, основанная на принципе естественной циркуляции жидкости. Естественная циркуляция вызвана различием в плотности жидкости при различных температурах, при равных объемах жидкости с большой температурой весит меньше из-за меньшей плотности.

Термостат – термочувствительное устройство, служащие для управления расходом охлаждающей жидкости через радиатор. Термостат обеспечивает стабильную температуру двигателя.

Ток – величина тока в электрической цепи, измеряемая в Амперах или А. 1А (ток) = 1В (напряжение)/1Ом (сопротивление).

Ток вторичной обмотки – ток высокого напряжения, протекающий во вторичной обмотке катушки зажигания, высоковольтном проводе и электродах свечи зажигания.

Толкатель – цилиндрическая деталь, которая находится в непосредственном контакте с кулачком распредвала и приводит в движение клапанный механизм. Передает перемещение от кулачка к штоку клапана, как непосредственно, так и через штангу и коромысло. Толкатели механизма газораспределения типа ООНС, как правило, содержат регулировочные шайбы. Используется для передачи перемещения в сцеплении или в механизме газораспределения с верхним расположением клапанов.

Топливовоздушная смесь – заряд, состоящий из топлива и воздуха, поступающий в двигатель.

Топливовоздушное соотношение – пропорции, в которых необходимо смещать топливо с воздухом для образования горючей смеси.

Тормозной барабан – деталь барабанных тормозов, вращающаяся вместе с колесом.

Тормозной диск – деталь гидравлической тормозной системы, которая крепится на колесе и вращается вмести с ним.

Тормозные колодки – деталь тормозной системы, на которые наносится фрикционный материал и которые при торможении находятся в непосредственном контакте с тормозным диском (в случае дисковых тормозов) или с тормозным барабаном (в случае барабанных).

Точка опоры (ось шарнира) – точка, относительно которой поворачивается рычаг.

Траверса (мостик) – деталь, соединяющая две другие. При традиционных рулевом управлении и конструкции передней вилки верхняя и нижняя траверсы соединяют стержень рулевой колонки с перьями передней вилки.

Транзисторное зажигание – система зажигания, в которой вся коммутация осуществляется в цепях транзисторов.

Трение – сопротивление между двумя телами, находящимися в контакте и перемещающимися друг относительно друга.

Турбонагнетатель – центробежное устройство, приводимое во вращение отработавшими газами, которые повышает давление воздуха на впуске. Обычно применяется для увеличения полезной мощности двигателя заданного рабочего объема.

Турбулентность – завихрения в жидкости или газе, особенно при наполнении цилиндра свежим зарядом. В разумных пределах турбулентность может способствовать хорошему сгоранию.

У

Углеводороды – соединение углерода и водорода, служащие основой для всех смазок и масел, полученных из сырой нефти.

Угол наклона рулевой колонки – угол наклона оси рулевой колонки относительно вертикали.

Угол опережения зажигания – момент образования искры на свече зажигания, выраженный в градусах поворота коленчатого вала до ВМТ или в миллиметрах до достижения поршнем верхней точки своего хода.

Удаление нагара – очистка камеры сгорания, впускного тракта и системы выпуска от накопившихся углеродистых и прочих отложений.

Удельный вес – показатель состояния электролита, характеризующий степень заряженности свинцовокислотной батареи. Критерий плотности электролита по отношению к воде.

Универсальный или карданный шарнир – шарнир, допускающий перемещения в двух плоскостях. Служит для передачи вращения от ведущего вала ведомому под углом. Обычно встречается в главной передаче с карданным валом.

Управление центром ступицы – схема рулевого управления мотоцикла, в которой применены автомобильные технологии таким образом, что ось управления колесом находится в пределах самой ступицы.

Упругая передача (демпфер) – ударопоглащающий (амортизирующий) элемент в трансмиссии. Резиновый демпфер упругой передачи обычно располагается на заднем колесе между ступицей и держателем звездочки и служит для поглощения рывков в трансмиссии. На некоторых двигателях для демпфирования резких изменений крутящего момента и, таким образом, сглаживания передачи, применяется подпружиненная кулачковая шайба, которая устанавливается напротив аналогичной зафиксированной кулачковой шайбы на сопрягаемом валу.

Уровень топлива – уровень топлива в поплавковой камере. Регулировка уровня топлива осуществляется путем изменения положения поплавка.

Ускорительный насос – устройство карбюратора для временного увеличения количества подаваемого топлива (для обогащения смеси), способствующее улучшению ускорения.

Устойчивый к растяжению – материал с высоким сопротивлением растяжению. Жесткий.

Ф

Фаза – момент открытия и закрытия клапанов или воспламенение в цикле двигателя. Обычно выражается в градусах поворота коленчатого вала или линейном перемещении поршня.

Фазы газораспределения – моменты открытия и закрытия клапанов, четко взаимосвязанные с положением поршня.

Фиксатор – механическое устройство, ограничивающее перемещение, например, в селекторном механизме коробки передач.

Форсунка – устройство для впрыска жидкости. Применяется как для топлива, так и для масла.

Футорка – устройство для восстановления резьбы, представляющее собой резьбовую втулку, которая заменяет собой поврежденную резьбу. Обычно используется для ремонтов сорванных резьб в отверстиях под свечу зажигания.

Х

НТ(Эйч Ти) высоковольтный – обозначение электрической цепи от вторичной обмотки катушки до свечи зажигания.

Характеристика профиля – применительно к шинам – это отношение высоты профиля к ширине профиля. Раньше характеристика профиля шин была равна 100% (то есть ширина и высота профиля были одинаковыми), однако на современных мотоциклах используются низкопрофильные шины, у которых характеристика профиля приблизительно равна 80%.

Ход – линейное перемещение узла. В поршневых двигателях расстояние между крайним верхним и крайним нижним положениями поршня, то есть расстояние между верхней мертвой точкой и нижней мертвой точкой.

Ход клапана – высота подъема клапана над седлом при его открытии.

Холостой ход кулачка – период вращения кулачка механизма газораспределения или контактного прерывания, при котором клапан остается закрытым, а контакты прерывателя замкнутыми.

Хонингование – способ достижения высокой чистоты поверхности и точности размера (свыше одной десятитысячной доли дюйма), например, при обработке зеркала цилиндра, в результате медленного последовательного процесса абразивного трения. Хонингование подобно шлифовке, но оно выполняется существенно медленнее. Хон может использоваться для матования цилиндра, т.к. он оставляет после себя неглубокое перекрещивающиеся риски, служащие для удержания масла, смазывающего поршневые кольца.

Храповик – колесо или сектор с наклонными или корончатыми зубьями, в которые может упираться собачка для исключения обратного перемещения или обеспечения однонаправленного привода с возможностью свободного хода, как в кик стартере.

Ц

Центробежная сила – сила, воздействующая на предмет, перемещающийся относительно некой точки, и направленная от нее. Противоположная ей сила называется центростремительной, и она действует по направлению к точке, относительно которой происходит вращение.

Цепь газораспределительного механизма – цепь, при помощи которой от коленчатого вала осуществляется привод распределительного вала.

Цепь передней передачи – цепь, работающая в условия высоких нагрузок, которая соединяет двигатель с коробкой передач в составных силовых агрегатах или коленчатый вал с муфтой сцепления в моноблочных двигателях.

Цикл Отто – рабочий цикл четырехтактного двигателя, а именно: наполнение, сжатие, рабочий ход и выпуск. См. также Двухтактный и Четырехтактный цикл.

Цилиндр – объемная геометрическая фигура с параллельными стенками, в основании которой находится окружность. Применительно к мотоциклам – деталь, в которой обычно располагается поршень.

Цилиндрическая пружина – спираль из упругой стали различных форм и размеров, повсеместно встречающаяся в мотоцикле, например, в качестве упругого элемента подвески или клапанного механизма.

Ч

Четырехтактный цикл – рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания, при котором сгорание происходит на каждом втором ходе поршня вниз. Таким образом, четыре процесса (наполнение, сжатие, рабочий ход, выпуск) происходят за четыре хода (два вверх, два вниз) поршня.

Ш

Шаг – номинальное расстояние между двумя четко определенными точками, например, зубьями шестерни, витками пружины или роликами цепи.

Шарикоподшипник – подшипник, состоящий из закаленных внутренней и наружной обоймы, между которыми располагаются закаленные стальные шарики.

Шатун – деталь поршневого двигателя, соединяющая поршень с коленчатым валом посредством большой (нижней) и малой (верхней) головок.

Шейка (вала) – рабочая поверхность подшипника вала.

Шестерни передней передачи – пара сопряженных зубчатых колес, связывающая коленчатый вал с муфтой сцепления в двигателях моноблочной конструкции.

Шестерня – строго говоря, вы отношении трансмиссии – меньшая из двух сопряженных зубчатых колес. Однако часто этот термин используется по отношению к любым зубчатым колесам. Большая шестерня (или звездочка) обычно называется зубчатым колесом.

Шина с бракером – шина, подобная по конструкции радиальной шине, но с внешним опоясыванием под углом к ободу колеса.

Шина с радиальным расположением нитей корда – шина, у которой слои ткани в каркасе расположены радиально, а не по диагонали.

Э

Эксцентричный (эксцентрик) – не центральный. Смещенный палец, применяющийся для привода или передачи движения.

Электрод – проводник, позволяющий отводить электрический ток.

Электролит – раствор кислоты (реже щепочи), заливаемый в аккумуляторную батарею.

Электромагнит – устройство, обладающее магнитными свойствами при протекании через него электрического тока, которое применяется для создания локального поля. Обладает свойством практически полной, мгновенной потери магнитных свойств при исчезновении в обмотках электрического тока.

Электропроводность – отсутствие повреждения или препятствий на пути электрического тока. Маленькое или неизмеримое сопротивление.

Эффективный объем цилиндра – объем, вытесняемый поршнем двигате6ля при его перемещении из НМТ в ВМТ, в некоторых случаях он может незначительно отличатся от рабочего объема, получаемого из диаметра цилиндров и хода поршня.

Ю

Юбка – часть поршня, расположенная ниже поршневого пальца и канавок под поршневые кольца.

Я

Якорь – деталь электрических приборов (соленоид, генератор или электромагнит), содержащая электрические обмотки, в которых генерируется (возбуждаются) электрический ток или магнитное поле.

_________________
БОЛЬШЕ ГЛАМУРА!

"мы буханто и куринто, и плеванто на минздраво! оуеее!.."(с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МОТОПЬЯНЬ ТЕАМ -> ЧаВо Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы
Страница сгенерированна за 0.01075 секунд с 11 обращениями в базу данных