Захожу как-то в гараж – стоит скутер, такой грустный, скучный. И задумался я – а что, собственно, заставляет его стоять на приколе зимой? Очевидно, две вещи: холодно и скользко. С первой справиться несложно, ведь есть снегоход и одежда к нему. А вот как быть со второй? Но, как говорят механики, не бывает невыполнимых задач, бывают лишь ленивые руки...
Как известно из школьного курса геометрии, для плоскости нужны три точки. Те же три точки контакта с землей формируют устойчивость мотоцикла с коляской. Однако коляску к скутеру не прицепишь, хотя были и такие умельцы. Во-первых, тяжелая получится конструкция, во-вторых, не потащит ее «полтинник» – раньше на мотоциклах разрешался боковой прицеп, только начиная с кубатуры 350 см3. Грузовой мотороллер «Турист» с люлькой – редкое исключение, да и выпущено их было крайне ограниченное число. Напрашивается такое решение – сделать самую легкую конструкцию, способную держать третье колесо – «бегунок».
Не буду больше лукавить – идея возникла не на пустом месте: когда-то на мотоциклах «Ява» мы с друзьями опробовали «бегунки». Мы катались две или три зимы подряд, совершали даже загородные выезды. Освоили специфические навыки вождения, убедились, что гаишники (а в те времена, должен вам сказать, они были очень придирчивы к мотоциклистам) ничего не могут сказать по поводу нововведения. Тогда-то и была отработана конструкция легкой рамы, и сейчас осталось лишь перенести опыт на скутер. Первый осмотр показал, что задача будет непростой – скутер менее всего приспособлен к присоединению к нему чего-нибудь инородного: к раме нигде не подлезть. Основной точки крепления – нижней, вообще не существует – там рамы нет, и центральная подставка крепится к качающемуся блоку «двигатель-трансмиссия». Единственное доступное место снизу – опора откидной подножки пассажира. И то, надо сказать, мне повезло: на тайваньском скутере TGB кондовый кронштейн, на который слон наступит – и он не погнется. Осталось найти еще две, крайне необходимые точки.
Кронштейн крепления подножки пассажира надежно приварен к раме
Основное крепление поперечины «бегунка» – при помощи приваренного стержня болта М12
Первая примерка (колея 1200 мм)
С задней верхней тоже проблем не оказалось – и опять-таки благодаря конструкции конкретного скутера. Здесь багажник – не для перевозки бутербродов, а вполне конкретный, у которого и крепления ему под стать. Единственное, что пришлось сделать после изготовления кронштейна – подобрать чуть более длинные болты, один - М6, другой – М8.
Задняя верхняя точка крепления – у основания багажника
А вот с третьей точкой пришлось поломать голову – спереди у скутера все в пластике. Конечно, задача существенно бы упростилась, если бы можно было прорезать пластик. Но уж больно жалко было, тем более что за сезон ни разу его не «приложил». Пришлось дать работу рукам. Сняв передний щиток вместе с фарой, убедился, что и там ситуация не лучше – клубки жгутов проводки, какие-то коробочки с электроникой, и рамы не видно. Раздвинув жгуты, все же нашел единственное доступное место – трубу рулевой колонки. Ее-то и выбрал за ту «печку», от которой стал «плясать». О том, чтобы применить сварку и речи не было – пришлось бы освобождать от пластика весь перед, да и разбирать рулевую колонку, чтобы не испортить подшипники – только подготовительной работы было бы на полдня. Надежно закрепить кронштейн, который сварил из двух пластин, удалось при помощи двух силовых хомутов, которыми на автомобилях зажимают стыки глушителей.
Основной кронштейн передней точки, который прижимается хомутами к трубе рулевой колонки
Так выглядит передняя точка до усиления
Получилось надежно, но один этот кронштейн не смог бы бороться с теми нагрузками, которые на него придутся от тяги, нужно его усилить. Для этого пригодились два других кронштейна, предусмотренных на скутерной раме. В итоге получился довольно жесткий треугольник, который можно погнуть разве что с помощью лома.
Передняя точка крепления после усиления
Самым простым делом оказалось соорудить поперечный элемент, к которому крепится ось колеса. С одной стороны к нему приварил стержень болта «на 12», который входит в отверстие крепления подножки пассажира, а с другой – кусок трубы с внутренним диаметром 15 мм под ось колеса. Колею нового транспортного средства задал «с потолка» – 1200 мм. Само колесо (на 16 дюймов) использовал от мокика «Пилот», который оказался под руками и зимой тоже «скучал» в гараже. Пусть поездит хоть одним своим колесом!
Крепление оси колеса
Кстати, если ось окажется немного погнутой – это не беда, а скорее «плюс»: поворачивая ее, можно точно незначительно изменять угол наклона колеса относительно рамы.
Теперь осталось дело за малым – соорудить распорные тяги. Хотя на стене гаража висела пара таких деталей от мотоцикла с коляской, они мне не показались слишком тяжелыми. Да и по длине не подходили – слишком короткие. Сделал при помощи сварки и «болгарки» две новые, причем одну (заднюю) – с возможностью регулировки по длине. Именно эта тяга отвечает за угол развала аппарата – то есть его отклонения от вертикали. Это очень важный показатель с точки зрения управляемости, о чем чуть позже.
При вваривании стержня болта М12, его резьбу защитил асбестовой нитью
Гайку вставил в трубчатый ключ и обварил
Пластину к тяге лучше сваривать внахлест
Крепления тяг к поперечине проще всего организовать при помощи уголков. Они крепятся на болтах М8, и такая конструкция позволяет сначала все выставить по месту, а потом затянуть.
Крепления тяг при помощи уголков позволяют выбрать их оптимальное положение
Изготовив все детали (на это ушло два полных рабочих дня), взвесил их. Поперечина «потянула» на 1,5 кг, еще 1,4 кг весили остальные элементы крепления вместе с болтами, и 5 кг – колесо в сборе. Все вместе – менее 8 кг, неплохо.
Все детали наизготовку
А вот и скутер с «бегунком»
Наконец настало время того, ради чего трудился – время катания. Кстати, ускорить прогрев мотора при низких температурах помогает простой способ – на работающем двигателе надо прикрыть часть окон воздухозаборника вентилятора куском газеты. Крепить его не надо – вентилятор сам присасывает газету.
Ускорение прогрева мотора
Прекрасным испытательным полигоном выступила замерзшая гладь озера: ровно, можно разогнаться и испытать кайф управляемых заносов. Повороты влево проходятся как на автомобиле-«классике» – руль влево, прижать на миг «ручничек» (в смысле тормоз заднего колеса), и – полный газ. Полные штаны адреналина обеспечены! А вот правый поворот очень специфичен – ведь стоит чуть повернуть руль, как боковое колесо тут же взмывает вверх и с непривычки можно опрокинуться влево. Поэтому существует два способа прохождения правых поворотов: сильно отклонившись в сторону третьего колеса и другой, более техничный – при нем поднимаешь колесо в воздух, ловишь этот угол и затем спокойно поворачиваешь руль. Кстати, из-за малого веса конструкции, поднимать колесо вверх несложно и при прямолинейном движении. Это пригождается, если справа «случается» кочка и ли ямка, подвески-то у колеса нет.
Специфика правых поворотов
Да, забыл сказать о самом главном – полноценный кайф от зимней езды можно ощутить, только «обув» скутер как следует. Оптимально – в кроссовую резину.
Покатавшись вдоволь, отсоединил «бегунок» – чтобы вместиться в гараж. На это ушло, без малого, полторы минуты. Я доволен – теперь зимой не заскучаешь....
Теперь зимой не заскучаешь!
Автор: Иван Ксенофонтов
Источник: Скутер Дайджест
03.12.2007 _________________ Необходимое, но недостаточное условие запуска ЛЮБОГО ДВИЖИНА - НЕПОКОЛЕБИМАЯ ВЕРА ЧТО ОН ЗАПУСТИТСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРШЕНЬ УКРАЛИ!!!!!!!!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
Страница сгенерированна за 0.0132 секунд с 11 обращениями в базу данных