Выполнение основных правил ухода за воздушными фильтрами скутеров с поролоновыми фильтрующими элементами продлит срок службы двигателя Вашего скутера и убережет Вас от дорогостоящего ремонта.
Компоновка и устройство фильтров скутеров многих японских моделей мало отличаются друг от друга. Как показывает опыт ремонта скутеров, при эксплуатации вне черты города, при езде по запыленным дорогам срок обслуживания фильтрующего элемента наступает при пробеге всего 500 км. Это в полной мере относится к моделям Sepia, Sepia ZZ (Suzuki), DIO (Honda), Super cab, Super cab+, Sense (Hyosung), Message (Daelim), а также ко всем японским моделям, у которых забор воздуха организован из самой запыленной точки в области заднего колеса. Ряд моделей, таких, как Jet (SYM) 50/100, а также Trans NS-125 (Daelim), имеют аналогичные воздушные фильтры, но забор воздуха у них организован из менее запыленных точек, и поэтому срок обслуживания фильтрующего элемента наступает при пробеге 1000-2000 км и зависит от условий эксплуатации. Примерно такой же срок обслуживания фильтра характерен для "горизонтальных" моторов Yamaha 3KJ, 4KJ (устанавливаются на модели Jog и многие другие), у которых воздушный фильтр вынесен вперед и вниз, рядом с цилиндром двигателя, а забор воздуха организован из выгородки под седлом (там, где стоит карбюратор и маслобак).
При снятии фильтрующего элемента нужно пользоваться техническим описанием (или русским переводом) для данной модели скутера, в котором изложены основные правила и приемы, а главное - показаны точки крепежа. Если Вы не можете воспользоваться описанием, то нужно запомнить последовательность действий "разборка-сборка" и места установки крепежа.
Разборка:
Откручиваем отверткой саморезы крышки фильтра по кругу и снимаем крышку. На моделях "Hyosung" и "Suzuki" в верхней части фильтра установлены пластмассовые клипсы, которые нужно сдвинуть по направляющим в сторону заднего колеса. Извлекаем сам фильтрующий элемент и промываем его в чистом бензине (не менее 1л), после чего даем полностью просохнуть (не выжимая). Затем следует осмотреть внешний вид и состояние поролона. Если поролон имеет трещины и отслоения, его следует заменить на новый фильтрующий элемент. На корейские модели, как правило, фильтры можно приобрести у дилеров. С японскими моделями дело обстоит хуже. Если Вы не можете приобрести фильтрующий элемент, его можно вырезать из мелкоячеистого поролона с открытыми порами (это можно проверить, продувая воздух ртом через поролон - при открытых порах воздух будет проходить почти свободно, а при закрытых - с трудом), при этом толщина и форма должны точно соответствовать размерам оригинала. Изготовленный Вами фильтрующий элемент должен плотно и ровно сидеть в корпусе и не иметь щелей по кругу. Протрите чистой ветошью, смоченной в бензине, внутреннюю часть крышки фильтра и внутреннюю полость корпуса, установленного на двигателе. При этом внимательно осмотрите резиновый гофр подвода воздуха к карбюратору и крепеж хомутов. Корпус фильтра и гофр не должны иметь трещин (через которые может подсасываться пыльный воздух).
Сухой и чистый фильтрующий элемент (или вырезанный поролон) перед установкой нужно обязательно пропитать в масле. Для этого используется любое чистое масло, применяемое в двигателях автомобилей (лучше 4-тактное, а не 2-тактное, применяемое для двигателей скутеров, т.к. оно менее вязкое и не задерживается на поролоне). Возьмите чистую емкость, налейте в нее 100-150 мл чистого 4-тактного масла. Потом погрузите туда поролоновый фильтр, пытаясь промакнуть все масло без остатка. Далее, взяв фильтр (поролон) в обе руки, помните его пальцами, распределив равномерно и обильно масло по всей поверхности (но при этом нельзя выкручивать поролон). Излишки масла можно удалить, завернув фильтрующий элемент в чистую хлопковую ветошь и немного помяв руками. Фильтр готов к установке, если он обильно пропитан маслом по всей поверхности и толщине, но при этом излишки масла не должны свисать каплями. После этого приступаем к сборке воздушного фильтра.
Устанавливаем фильтр (поролон) в корпус, аккуратно и равномерно распределяем пальцами поролон по форме фильтра, не оставляя щелей. Установка под фильтр сетчатого пластикового экрана (Suzuki, Hyosung) обязательна, т.к. фильтрующий элемент (поролон) просто провалится и будет подсасывать под себя грязный воздух, не очищая его. На других моделях применены пластиковые уступы, они отлиты вместе с корпусом, и монтаж не вызывает дополнительных сложностей. Далее монтируем крышку фильтра с установленными в ней отражателями (лабиринтами). Крышка фильтра при правильной сборке равномерно и легко ложится на кромки корпуса фильтра и не оставляет при этом щелей. Затем крышка закручивается саморезами или закрывается клипсами (зависит от модели). Отсутствие крепежа приведет к подсасыванию грязного воздуха и, как следствие, выходу двигателя из строя. Основные идеи по улучшению конструкции и тюнингу воздушного фильтра и системы впуска Вы найдете на странице Форсировка и Тюнинг, а конкретный пример самодельного фильтра - тут.